Как вернуть деньги обманутым авиапассажирам?

Время финансовых пирамид не закончилось. В 2020 году к обманутым вкладчикам, дольщикам, пенсионерам, добавились обманутые пассажиры, туристы… При этом, ключевую роль в обмане нередко играет государство. Как с этим бороться?

В начале сентября руководитель фракции «Справедливая Россия» в Госдуме СР Сергей Миронов обратился в правительство РФ с требованием пересмотреть правила возврата денег за билеты на отмененные авиарейсы.

Как отмечает издание «Новые известия», во многих регионах России жители массово жалуются и обращаются в суды с требованиями вернуть им реальные деньги вместо ваучеров, которые им выдает «Аэрофлот» в качестве «компенсации» за несостоявшиеся рейсы.

«У наших людей со времен приватизации слово „ваучер“ стойко ассоциируется с жульничеством. И вот новый скандал. Люди вместо денег получают некую бумажку. Теперь к обманутым дольщикам и вкладчикам добавились тысячи обманутых пассажиров», — заявил Миронов в эфире радио Sputnik.

Основанием для выдачи пассажирам ваучеров вместо предусмотренного Законом о защите прав потребителей возврата уплаченных денег стал принятый Госдумой закон от 8 июня 2020 г. № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции».

Парламентарий заявил, что «россияне должны знать, как появляются решения, которые бьют по их карману».

Ранее юристы неоднократно высказывали сомнения в законности выдачи потребителям ваучеров вместо возврата средств.

«В данном случае закон идет вразрез с основополагающим принципом римского права Pacta sunt servanda — Каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться. Перечеркиваются как нормы международного права, так и национального. В частности, Гражданское законодательство состоит из Гражданского Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Это означает, что ГК — первый среди равных. Законы должны соответствовать кодексу, а не конкурировать с ним», — прокомментировал в беседе с корреспондентом «Новых известий» юрист, руководитель организации по защите прав потребителей «Юрсервис» Дмитрий Волнухин.

Пакет поправок в действующее законодательство правительство РФ внесло в Думу в мае этого года. По мнению Миронова, наряду с полезными предложениями в пакет вошли и «откровенно антинародные меры» — например, дополнения в Воздушный кодекс. По мнению Миронова, принимать эти поправки было нельзя, поэтому он и его коллеги решили не участвовать в голосовании.

«Однако все остальные фракции инициативу правительства поддержали. В результате этого решения людям теперь вместо денег выдают ваучеры», — рассказал Миронов.

По его словам, в этом году «Аэрофлот» уже получил почти 8 миллиардов господдержки, а сейчас претендует еще на десятки миллиардов.

«При этом 26 миллиардов висит на счетах. Пусть эти средства авиакомпания направит на выплаты гражданам с билетами на отмененные рейсы, а оставшуюся часть вернет в бюджет», — заявил парламентарий.

Авиасообщение с большинством стран прекратилось 27 марта в связи с пандемией коронавируса. Из-за повсеместной отмены рейсов за рубежом «застряли» тысячи россиян. Некоторые из них, не сумевшие попасть на специально организованные эвакуационные рейсы, не могут вернуться из-за границы до сих пор.

Тем, чьи билеты заранее оплаченные пропали из-за пандемии, вместо традиционного в таких случаях возврата денег начали предлагать ваучеры на будущие поездки. По решению правительства РФ, этими ваучерами можно воспользоваться в течение трёх лет.

Согласно документу, при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения, в случае введения режима повышенной готовности авиакомпания имеет право изменить условия договора или отменить вылет, возвратив клиенту потраченные на билет средства. Но если пассажир от перелета отказывается, то и обязательство доставить его в пункт назначения, указанный в билете, теряет силу.

Если вы хотите вернуть деньги за несостоявшийся авиаперелет или туристическую поездку, вы можете обратиться в организацию по защите прав потребителей «Юрсервис» по адресу:

г. Кострома, ул. Симановского, 12.
koctroma@gmail.com
тел.: +7 494 231-59-73

Фото: jacos.net