Срок службы бытовой техники хотят увеличить до 10 лет

«Новые Известия»
Опубликовано в 2021 году

Российские власти намерены вслед за ЕС увеличить срок службы смартфонов, телевизоров и другой сложной бытовой техники до 10 лет.

С инициативой о внедрении в России европейских техрегламентов для производителей крупной и мелкой электроники (от стиральных машин до смартфонов и ноутбуков) выступила вице-премьер Виктория Абрамченко. Она поручила Минпромторгу и Минэкономразвития проработать внедрение в России евростандартов, призванных продлить срок использования бытовой техники до 10 лет.

«Доступный ремонт должен стать альтернативой попаданию техники на свалку», — сообщает РБК.

Ранее идею сокращения «технического» мусора за счет ремонта бытовых приборов озвучил глава Минприроды Александр Козлов, который направил свои предложения Абрамченко.

В ЕС уже приняты новые технические регламенты экодизайнов электроники. Они вступили в силу в марте 2021 года, обязывая производителей обеспечить покупателям право на ее ремонт и выпускать комплектующие для замены неисправных деталей в достаточном для ремонта объеме в течение семи–десяти лет. Сейчас новые экологические регламенты распространяются на производство телевизоров, холодильников, стиральных и посудомоечных машин, фенов, однако в ближайшее время в ЕС намерены их расширить за счет включения в этот список смартфонов, ноутбуков и мелкой электроники.

По данным Минприроды, принятие таких регламентов в РФ позволит сократить количество «электронного мусора, образовывающегося ежегодно». Благодаря этому потребителям придется реже выкидывать старую и покупать новую технику.

Эксперты отмечают, что и сегодня срок службы крупной бытовой техники составляет восемь–десять лет. По закону «О защите прав потребителей» детали для ее ремонта производитель обязан иметь в наличии в течение срока службы. Но, в отличие от холодильников, фенов и стиральных машин, смартфоны и ноутбуки значительно быстрее устаревают морально, в связи с чем пользователям приходится менять их чаще, чем раз в десять лет, причем делать это приходится не из-за поломки, а в связи с развитием новых технологий.

Как отмечает руководитель общественной организации по защите прав потребителей «Юрсервис» Дмитрий Волнухин, срок службы — это не тот критерий, который скажется на правах потребителей.

«Потребителей в большей степени должен интересовать гарантийный срок. В период гарантийного срока бремя доказывания причин выхода из строя бытовой техники лежит на производителе, а за рамками гарантийного срока — на потребителе. Сейчас мы наблюдаем, что солидные автоконцерны увеличивают гарантийные сроки с 3 до 5 лет. Однако такая тенденция не прослеживается на рынке бытовой техники. Раньше „Панасоники“, приобретенные в „Березке“, служили по 15-20 лет. Холодильники „ЗИЛ“ служили 30-40 лет. Сейчас мы живем в мире одноразовых вещей. Что изменится с увеличением срока службы? В первую очередь, производитель обязан будет обеспечить производство запасных деталей в течение срока службы. Во-вторых, потребитель в течение срока службы вправе будет предъявлять претензии к производителю, если докажет, что техника вышла из строя именно по причине производственного брака. Но пока сложно сказать, как увеличение срока службы повлияет на качество бытовой техники и на ее себестоимость», — полагает юрист.

Фото: darksave.ru

Читать материал